Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Суббота, 18.05.2024, 21:12
Приветствую Вас Гость
Главная » 2014 » Июнь » 2 » Спектакль дзинрикися. Дзинрикися
14:36

Спектакль дзинрикися. Дзинрикися





Спектакль

Александр Галин

Дзинрикися

Московская история

Режиссёр: Александр Галин

Постановка: Московский театр «Современник»

22 декабря 2010 г. в 10:12

Летом на московских бульварах появился новый вид транспорта-досуга – велорикши. Новый транспорт, новая вакансия, новый человеческий тип. До сих пор неисследованный. Про таксистов известно все, вагоновожатые также засветились в литературе, водители электричек и поездов регулярно мелькают в новостях. А велорикши? Что мы знаем об этих людях и их нелегком труде? Александра Галина этот вопрос взволновал и сподвиг на написание пьесы «Дзинрикися», а потом и на самостоятельную постановку спектакля в театре «Современник».

Этой пьесой театр свое название оправдал. Время действия – наши дни. Кризис заставил двух молодых людей – бывшего PR-менеджера, еще недавно вхожего в политические круги и бывшего бухгалтера – экономиста (как не менялись, по его словам, названия должностей, а суть всегда была одна и та же) – выйти на улицу. Проницательный PR-менеджер Вадим обнаружил незанятый сегмент рынка благодаря подарку бывшего работодателя – «дзинрикися». Японское слово, объединяющее три наших – человек, сила и повозка. Строго говоря, название выбрано не совсем верно, ибо ребята осваивают профессию не рикш, везущих клиентов на своих двоих, а велорикш, то есть им помогают колеса. Велорикша имеет специальное не менее звучное название – педикеб. В общем, герои выкручиваются в прямом смысле слова.

Все бы ничего, да у бухгалтера Саши любовная дилемма. Он разрывается между нежными чувствами к учительнице Ане, в то же время, не умея противостоять любовному напору Лены (дочери богатых родителей). В общем, у Саши «мильон терзаний», и памятник Сашиному тезке - Грибоедову, – тому очевидец. Положение осложняется и тем, что Саша назначил свидание обеим в один и тот же день у разных памятников Александрам Сергеевичам – у Пушкина, на Тверской, и Грибоедова на Чистых прудах. Между двумя пьедесталами и разворачивается действие, они же и послужили идеей для умело и талантливо сконструированных декораций (В.Шилькрот). Конечно, девушки встречаются, кажущийся конфликт разрешается, а пьеса через скандалы, признания и выяснение отношений приходит к счастливому финалу.

«Дзинрикися» – это очень милая, предсказуемая комедия положений. В ней есть талантливые и остроумные реплики, в основном, исходящие от Вадима (А.Аверьянов), мастера художественного слова. Автор чужих слов, мыслей и речей в прошлом и вольный поэт в настоящем, он очень напоминает Костика из «Покровских ворот» (по соседству), перенесенного в наши реалии. Андрей Аверьянов ведет не только коляску, но и весь спектакль. По этой причине бывает, что актер переигрывает, утрирует, но иначе здесь нельзя, не вытянуть. Из его уст проскальзывают «крамольные» мысли о причинах кризиса, философские измышления о роли пива в нашей жизни и о том, почему и как горные лыжи в нашей стране оказались популярнее тенниса.

Саша (А.Хованский) – этакий тюфяк и подкаблучник, неинтересный в первом действии вдруг преображается во втором. Влияние друга оказалось во благо и перед нами уже не мягкотелое существо, а отчаявшийся философ.

Женская часть спектакля, увы, неравнозначна мужской. Аня (Е.Плаксина), скучная серая мышь, играет серо и скучно. Представительница «бюджетников» она произносит неуверенные монологи-обвинения в адрес непострадавшей от кризиса части населения. Дочь учителей, гордящаяся своей недописанной диссертацией, она жалка и раздражает. Никаких преображений, открытий, только ненужные паузы и вздохи в ожидании своей реплики. Гораздо интересней Лена (В.Романенко). На первый взгляд, дурочка в вычурной одежде, не имеющая представления о монументах, под которыми потягивает пиво из банки, она не так проста. И сердце, и душа, и понимание всей прозы жизни вокруг – все это компенсирует в ней недостаток учености. А главное - врожденное чувство свободы, которое не проходит, даже, когда в кошельке не остается ни одной купюры. Колоритна, чуть утрирована, но интересна на сцене, в отличие от своей соперницы.

Шуточную пьесу играют два с лишним часа, и время здесь играет злую шутку. Много удачного, но спектакль растянут, и зритель успевает заскучать, внимая действию, идущему по кругу. Шутки забываются, остается пустота… А всего-то и надо было сократить спектакль до одного действия на полтора часа, и получилась бы искрометная комедия, где реплики заглушались бы смехом зрительного зала.

Растянутость заставляет обратить внимание на надуманность истории, нелогичность действий героев, на неестественную, несвойственную тем, кому нет и тридцати, речь. Стилизация под молодых не удалась талантливому драматургу. Он уже не знает этого поколения. Может, стоило обратить время назад и создать милую ретроисторию, тогда и длительность спектакля была бы не помехой? Но ушла бы «злоба дня», которая, впрочем, и в получившейся версии смазывается острожной оправдательной фразой Вадима о сегодняшней позитивной ситуации в нашей стране. Это, конечно, особенно убедительно произносится с пивом в руке и облокотясь на руль нового источника дохода. Все к лучшему!

В итоге, разрываясь между двумя вариантами комедии – в стиле ретро с антрактом и краткой и остроактуальной, – спектакль завис где-то посередине. Нужен был постановщик, способный хладнокровно «подрезать» пьесу, убрать длинноты, добавить в длинные монологи действия, В данном случае драматург и режиссер совпали в одном лице. И победил драматург.

Так же вы можете

24 февраля 2010 г. в 04:13

В отличие от Сумбатова-Южина и Найденова, Галин в афише "Современника" не вызывает вопросов типа кто, откуда и зачем откопал это говно. Это говно для "Современника" - родное, часть пейзажа практически. Кстати, первым спектаклем, который я воочию увидел в "Современнике", были "Звезды на утреннем небе", и он же был первым в моей жизни спектаклем, до окончания которого я не досидел. Но на "Дзинрикисю" я собирался давно, просто ждал дневного представления - не тратить же вечер - поэтому выдержал до финала, до самого момента, когда какое-то чучело в мундире вышло поздравлять кого-то с чем-то. Хотя для меня спектакль закончился примерно на середине первого действия. Сценографию Виктора Шилькрота, довольно любопытную, хотя и не самую неожиданную по концепции, я к этому моменту успел рассмотреть подробно: на сцене реалистично воссоздан уголок московского бульвара с характерными лавочками и урнами, правда, почему-то пластиковыми, а над ними нависает изящная конструкция из трубок и канатов, на заднике же между сменяющимися фотографиями зданий Пушкинской площади и Чистых прудов маячит памятник Пушкину и Грибоедову одновременно - такой двуликий янус Александр Сергеевич. Сюжетно-характерологический расклад тоже становится понятен достаточно быстро - Галин так привык писать пьесы на двоих (иногда в сценической версии они производили впечатление чего-то достойного - но это если в спектакле играли, скажем, Инна Чурикова и Николай Караченцов, а ставил его Глеб Панфилов, как было в ленкомовском "Сорри"), что хотя в "Дзинрикисе" действующих лиц и четверо, два парня и две девушки, любых двоих можно выкинуть без особых потерь для интриги: пара друзей, один бухгалтер, другой пиарщик, оба оставшиеся без работы в результате не то дефолта, не то рецессии (пьеса, вероятно, написана не вчера, но притянута к дню сегодняшнему), пробавляются извозом, а конкретнее, работают как велорикши - у них одна на двоих повозка с откидывающимся верхом, прикрепленная к велосипеду, и гуляющую публику они катают по Бульварному кольцу, а в свободное время пьют, то есть пьет до поры по большей части экс-пиарщик Вадим. Он, как и положено пирщику, циник, а его друг, бухгалтер Саша, напротив, романтик. У Саши есть невеста Аня, она педагог и воспитатель в летнем лагере, но замуж за него хочет еще и Лена, дочь богатого (позднее выяснится, что не такого уж и богатого - кризис всех коснулся) отца, Саша ее как-то раз подвез, а она его сразу родителям представила, те не долго думая и благословили. Аня, как и положено учительнице, с пучком и в очках, у Лены - легкомысленной платьице и чуть ли не сиськи наружу. Вообще в этой пьесе все "как положено" по стандартам еще советской драматургии, вот только драматургической мысли в ней - минут на пятнадцать действия от силы, а никаких других мыслей, философских там или еще чего, нету вовсе, спектакль же длится больше двух с половиной часов, и за это время персонажи успевают перелить из пустого в порожнее не по одному разу. Шуточки вроде "писает через крепдешин" меня не пронимают, сомнительные мудрствования насчет того, что из себя представляют современные женщины и современные мужчины, не увлекают, да и, если честно, ничего особенно "современного" в надуманном гендерном конфликте "Дзинрикиси" нет, а для вечного и вневременного он недостаточно глубок, да попросту лежит на поверхности. Актеры заслуживают всяческого уважения, Аверьянов-Вадим и Плаксина-Аня просто хороши, их партнеры Хованский и Романенко временами слегка пережимают, но не в этом дело, просто тем и другим в любом случае играть нечего. И уж если продвинутая критика про "Бога резни" написала, что, мол, это "бульвар" и "антреприза", то что сказать про "Дзинрикисю", по отношению к которой определение "бульварная мелодрама" даже не в переносном значении можно употребить?

17 октября 2009 г. в 23:20

Когда я училась в театральном институте. Моя подруга с режиссерского факультета попросила сыграть в ее экзаменационной работе. Показала пьесу - двое на крыше голые лечебно голодают и выясняют отношения.Автор - молодой драматург Маша Арбатова. Текст тошнотворный, диалоги чудовищные.Что-то про аборты помню. Отказать нельзя. Репетируем, играем. Не голые , конечно, - я в купальнике, он в плавках. В зале - весь курс и Хейфец с Кнебель. Тишина гробовая. Никаких реакций. Давимся текстом, но произносим и произносим его. Проходит 10 минут, 15, 20... и вдруг в тишине голос Хейфеца: "Когда же это кончится?!.."
Примерно такие же чувства я испытала на сегодняшней премьере в "Современнике".
Кстати, и Хейфец там был)



Источник: teatr-live.ru
Просмотров: 282 | Добавил: yliend | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июнь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz