Каждый из нас немного «носорог». Кто-то в большей степени, кто-то в меньшей, но в каждом неизменно присутствует эта черта. И только от выбора самого человека зависит: превратится ли он в животное или предпочтет свое человеческое обличье.
Тема эта подробно раскрывается в спектакле театра П. Фоменко «Носорог» по пьесе Эжена Ионеско.
Действие происходит в провинциальном французском городке, далеком от всяких политических течений, где все очень аккуратно и цивильно, где жизнь течет размеренно и спокойно, и где самым ярким событием сезона является постановка новой пьесы в местном театре. И вдруг, вот так новость (!), средь бела дня по городу проносится настоящий, живой носорог!
Все жители города взбудоражены и напуганы, и, кажется, только главного героя — пьянчужку Беранже, совсем не интересует ни сам носорог, ни причины его появления. Беранже предстает перед зрителем никчемным, мягкотелым человеком, соглашающимся с чем угодно, лишь бы не устраивать громких сцен. Этим он резко отличается от остальных горожан, готовых с пеной у рта доказывать свою точку зрения, какой бы абсурдной она не была.
«Все кошки смертны, Сократ смертен, следовательно, Сократ — кошка»
Сначала наблюдаются единичные превращения, но постепенно эта эпидемия разрастается и захватывает весь город. Кажется, уже никто не в силах сопротивляться этой заразе: одни превращаются сами, в силу своего характера, другие под влиянием уже обратившихся. Некоторые стараются побыть людьми, как можно дольше, но «зов природы», зов толпы оказывается сильнее, другие примыкают к стаду от безысходности, а третьи, как например, друг главного героя — Жан, охотно и с удовольствием принимают свой новый облик.
Само превращение Жана происходит буквально на глазах зрителей! Обычный человек вдруг начинает вести себя как дикий зверь — носится по квартире, крушит все, что попадается на пути, с наслаждением валяется в грязи, перестает понимать, что происходит вокруг… Через эти ужасы физического превращения можно представить, как меняется мораль, меняются понятия и идеология человека, бессмысленно следующего за толпой, не способного противостоять общественному мнению.
А Беранже — единственный, кто пока еще сохранил рассудок и не поддался этому «носорожьему» вирусу, вынужден наблюдать превращения коллег, друзей, любимой девушки, и вскоре должен будет решить, что ему делать дальше — бороться или подчиниться…